Сады монастыря Тофукудзи, Киото, Япония. Тофукудзи — буддийский храмовый комплекс на юго-востоке Киото. Калитки храма саммон — самые старые из врат дзэнских храмов стране Восходящего солнца и являются государственным достоянием. Высота сооружения составляет 22 метра. На местности храмового комплекса размещены множество садов, крупнейшие из которых Северный, Южный, Западный, Восточный и сад Ходзё.
Мирэи Сигэмори, создатель 1-го из самых популярных современных храмовых ансамблей Комёин в монастыре Тофукудзи в Киото. Вся «лексика» искусства Мирэи Сигэмори восходит еще к дзэнским символическим садам, однако само использование общеизвестных знаков, их сочетание и контраст в одной комбинации отмечают мастера с новейшим видением и чувством. Порывисто очерченный на фоне зелени «поток» из белоснежного песка с верно организованным узором от грабель и непринужденно расставленными группами камешков либо лужайка из зеленоватых, буроватых, золотистых мхов с погруженными в их четкие квадраты камешков, образующих практически симметричную сетку, которая будто нежданно нарушается, «рассыпается» в нерегулярную, однако ритмически упорядоченную дорожку, подчеркивают этот контраст.
Сигэмори, до того, как стать садовым модельером, старательно исследовал историю садового дела, провел обмеры и сделал планы наиболее 500 садов. 1939 году он издал результаты собственных научных исследований в облике 26-томного труда. Внимательное рассмотрение истории садов дозволило ему же осознать, почему к середине 18 века, когда возникли профессиональные садовые мастера, это искусство утратило жизненность. Сигэмори пришел к пониманию, что настоящий путь истинного творчества– не слепое повторение того, что уже было создано прежде, а создание своего видения.
Экспрессия сада Рёгинтэй сначала даже несколько обескураживает. Начальные данные полностью идентичны с Реандзи– прямоугольная площадка, засыпанная гравием, и произвольно расставленные камешки, однако Регинтэй не похожа сублимированным энергетическим напряжением.
Сигэмори точно разрисовал площадку абстрактными перетекающими конфигурациями, выполнив их из гравия темного, белоснежного цветов и нескольких градаций светло-серого. Этот уникальный прием по-своему напоминает о оттенках живописи монохромной тушью, которая занимает принципиальное пространство в духовной и художественной практике дзэн. Чтоб колористический эффект сохранился постоянным, создатель применил новшество в облике полукруглых каменных валиков, разделяющих цветовые зоны.
Сады монастыря Тофукудзи. Динамичны и камешки различных размеров– горизонтальные, в облике острых пиков, и вытянутые вертикали, создающие наряду с активной монохромной графикой плоскости чувство интенсивного движения, как будто застывшего на некий миг. Даже не пытаясь пробраться в глубину сделанного Мирэй Сигэмори произведения, можно ощутить мощь образа, обозначенного как Песня Огнедышащего дракона.