Замок Бэхэм, (Нидерланды, Лимбург). Ранней весеннюю пору двое неизвестных посетили Голландию. Перед древним дворцом устроена довольно крупная гравийная площадка для парковки, слева - ресторан, принадлежащий дочери Ян, владелицы сада. Сам сад имеет два входа– через дом, левее через зону отдыха из плодовых деревьев, которая заканчивается 2-мя умопомрачительно эффектными арками из дёрена мужского, расцветающего ранней весеннюю пору бледно-желтыми цветами, а в осеннюю пору, как будто по мановению магической палочки осыпающегося ярко-красными результатами.
Ян говорила мне, что клиенты обыкновенно чрезвычайно удивляются, замечая настолько обычное и доступное растение у входа в сад. В Голландии, так же, как и у нас, у входа по традиции размещается парадная зона, где высаживаются самые прекрасные и дорогие растения– обычно, не мало хвойных цветков, роз. Сад имеет вытянутую форму (50 м в ширину, 200 м - в длину), через него ведёт центральная дорожка с травяным покрытием, на право, на лево от которой разбегаются лабиринты тропинок, уводящих в мелкие садики - замкнутые зеленоватые комнаты.
Предстающие облики чрезвычайно разнообразны. Разумеется с 4-х сторон сад окружает живая изгородь из тополей пирамидальных, образующая пригодный фон для открывающихся садовых картин. Самые красивые уголки мира - длительная тропа заканчивается голубой скамьёй, которая по цвету соединяется с небом– чарующий эффект воздушной перспективы. Левая и правая часть сада не симметричны, все светло-зелёные комнаты тоже отличаются– по размеру, освещённости, стилю, характеру посадки деревьев, кустарников.
Все каким-то успешным образом складывается в единое целое, все уголочки сада, как куски покрывала "пэчворк", сложены в одну гармоничную картину. Патио, поточнее, летняя кухня с очагом под черепичной крышей, было обустроено руками деток Ян те времена, когда им было лет по 13–14. Эта площадка использовалась как стоянка для байков, когда же детки подросли и разъехались, тут получился великолепный уголок для отдыха. Мощение патио выполнено из разных материалов, всех, которые только, кажется, попадались под руку - кирпичи, галька, древняя глиняная плитка, натуральный валун.
Но целом все воспринимается вполне органично, поскольку узоре мощения повторяются одни и те же мотивы - круги и диагональные линии. Покинув патио, вы попадёте на центральную дорожку, где по левую руку вьётся волнистая светло-зелёная стена из лиственницы, высота изгороди 2,5 м, возраст - 10 лет, стригут её дважды в год. Самые красивые уголки мира - одно из углублений "стеныволны" украшено уникальной скамьёй. Это авторская работа, выполненная художником Марленом Боем. Выкрашенная в красноватый и тёмный цвета, скамья порывисто контрастирует с зеленью травы и живой изгороди.
Двигаясь далее, мы попадаем к "воротам" из туи, за которыми показывается шикарный светло-зелёный сноп керии японской. Побеги керии наиболее насыщенного зеленоватого цвета - по сопоставлению с побегами дёрена отпрыскового ‘Flafiramea’, с необыкновенно крылатыми побегами бересклета либо прямыми побегами ивы прутовидной. С правой стороны травяной дорожки мы лицезреем ещё одно изобретение Ян– дизайн "из ничего": две дуги - одна выложена из дров и увита жимолостью каприфолью и плетистыми розами, иная сооружена из древней черепицы.
Тут даже имеется лавочка, откуда можно вдоволь наслаждаться необыкновенной "короной" из тиса. На уход за садом Ян не мало времени не тратит. Системы полива нет по той обычный причине, что многие растения, высаженные тут - одичавшие, с вкраплениями культурных сортов. А кому придёт в голову поливать лес либо луг. Самые красивые уголки мира - ещё саду не мало цветков, славящихся светлой осенней окраской листвы: клёны, азалии, абрикосы, девичий виноград, платаны, магнолия, дёрен белоснежный ‘Sibirica’, лещина разнолистная, рябины, берёзы.