Сад Уединения Лю Юань, (Китай, Сучжоу). Мир не заметил бы 1-го из самых увлекательных явлений ландшафтного искусства, если б не ночная бабочка Bombyx mori, загадочная тень которой принуждает поверить в мифы. Она была для Сучжоу даром небес, сделала его благословенным краем. Никто не знает, где находить её одичавших предков, единственным местообитанием этого облика уже тысячи годов назад служили крестьянские хозяйства юга Китая.
Одна индивидуальность невзрачного насекомого поражает воображение: стремясь преобразоваться из червяка в бабочку, терпеливая личинка делает титанический труд, виток за витком обматывая себя тонкой нитью длиной практически в четыре километра. Львиная часть этих усилий теряется зря. При разматывании кокона в Сучжоу получают всего только 900 м драгоценной нити, подходящей для изготовления самых хороших в мире шелков. Однако это самые протяжённые нити, которые можно добыть из коконов шелкопряда. Куда бы ни привозили завистники капризных гусениц, вдалеке от родных мест те создают не наиболее 400 м высококачественной нити.
Это практически волшебное обстоятельство сделало сучжоуские шелка желаемой наживкой для любителей роскоши во всем мире? Самое хорошее сырье для тканей по этот день приобретают тут. Самые красивые сады и парки мира в дальние времена, о которых речь идёт, золото рекой текло в эти края. "На небе есть рай, на земле– Сучжоу" - так разговаривали китайцы. Самое хорошее описание садового искусства южной провинции Поднебесной, сущность которого - любование данной нам богатейшей, прекраснейшей землёй.
Сад вырабатывает привораживающее впечатление. Как и остальные произведения ландшафтного искусства Китая той эры, он создавался без плана. Нестандартным проектом служили произведения классической китайской поэзии, любовь к которым, как и глубокое осознание искусства, обязана была советовать обладателя в качестве человека утончённого, чуждого суеты и намерения с бессмысленной роскоши. Гуляя по саду, даже несведущий клиент каким-то непостижим образом проникается чувством поэзии. Центральная, более запоминающаяся и древняя часть сада, образована прудом Гуанчи, с севера окружённого искусственными горами, с юга - строениями виллы Ханьби.
Сад Уединения заглавной частью создавался этап расцвета китайского садового искусства, эру династии Мин, отражает взоры тех пор. Это неотъемлемая часть "изящного" стиля жизни, пространство для прочтения, философских бесед, занятий живописью и каллиграфией. Самые красивые сады и парки мира - сразу в нем угадываются и наслоения предшествующих эпох: он представляет собой своеобразную модель мира– водное место и расположенные на его глади "острова бессмертных".
Из морских камешков посреди пруда сооружён полуостров, соединённый с берегом мостами. Конечно, стоит упомянуть то, что беседка на его вершине – самая хорошая обзорная точка, откуда раскрывается панорама прилегающей элемента сада. Отсюда видно, как профессионально распределены по берегу здания беседок, галерей, павильонов, залов. Играя с формой, размерами сооружений, конструктор делает чувство бесконечности пространства: наиболее приземистые формы, расположенные на заднем плане, визуально углубляют перспективу. Они повторяют стиль находящихся поближе к наблюдающему павильонов, однако лишены светлых строительных деталей, по которым можно было бы "прочесть" реальное соотношение размеров.
Каждое сооружение сразу является локальным композиционным центром, фиксирует точку обзора, откуда раскрывается прекрасный облик, чаще всего на противоположный берег. Ассортимент цветков сада Уединения достаточно различный, что обычно для садов Южного Китая. Самые красивые сады и парки мира каждый сезон акцентирован более декоративными этот этап растениями: расцветающие глицинии, дроки, светлые осенние клёны разрешают острее переживать перемены природе, настраиваясь на её ритм, на глубинном уровне узнавать "бесчисленные преобразования обманчивой видимости".