Февраль, народные приметы. Лютень. Морозы чередуются с потеплениями, потому-то февраль лютень, бокогрей. Другое его наименование - Сечень: именно данный период получают самую отменную древесину. Мощные морозы в феврале бывают только ночью. Если февраль будет дождливый, такими же будут весна и лето, если погодливый, то будет засуха. Леденящий сухой февраль обещает жаркий август. Туманы в феврале предвещают дождливый год.
Теплый февраль предвещает холодную с заморозками весну. Длинные сосульки в конце месяца - к длинной весне. Чем холоднее последняя неделя месяца, тем теплее в марте. Воздух над лесом посинел - будет тепло. Дует ветер и инея нет - быть бурану. Снег прилипает к деревьям - тепло будет. Копыта у лошадей потеют - к теплу. Холодные северные ветры в феврале - к урожаю.
1 февраля - Макарий. "Ясный ясный Макарьев день - ранняя весна". "Макария капель - весну раннюю верь, а если мрачно либо метель середине дня разгуляется - длинно будет погода метельная".
2 - Ефим. "Ефимия метель - каждая Масленица метельная". "Приедет государыня Масленица метельная". " Ефимия в полдень светило - будет ранняя весна".
4 - Тимофей Полузимник. Тимофеевские морозы. "Тимофей Полузимник - ползимы прошло". В данный день пасечники осматривают пчёл омашниках. Советы бывалых огородников прислушиваются: жужжат пчёлы еле слышно - переносят зиму легко; неспокойное гудение говорит о неблагополучии пчелиной семьи.
6 - Ксения (Аксинья). Аксинья Полузимница, Полухлебница, Весноуказательница. Перелом зимы. "Полузимница напополам - да не ровно делит зиму: к весне мужчине тяжелее". "Ползапаса закроме: половина ветхого хлеба съедена, половина срока осталось до нового урожая". "Озимое зерно пролежало половину до восхода". "Полухлебница цены хлеб устанавливает". "Метель на Полухлебнице - подметёт корм". "На Полухлебницу вёдро - весна красная". "Какова Аксинья - такова весна".
10 - Ефрем Сирин. Ефремов день. "Ефрем Ветродуй принёс ветер - к сырому холодному году". "Пронёсся ветер Ефрема - лето будет сырое, холодное". " Не к добру летнему Ефремов ветер".
14 февраля - Трифон. "Трифоны - перезимники". "Трифона небосвод звёздисто - поздняя весна". "Трифона звёзд много - весне длинная дорога".
15 - Сретение. Сретенские морозы. Сретенские оттепели. С давнишних времён данный денек считался первой встречей весны. " Зима с летом встретились". "Светило на лето, зима на мороз". "Сретение зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама, лиходейка, от своего хотения только потеет". "Кафтан с шубой встретились". "Какова погода Сретение, такова весна будет". "На Сретение снежок - весной дожжок". "Дорогу метель переметёт - корм подметёт". "Если холода завернут - она холодная, поздняя". "Тихий и облачный денек Сретение предвещает классный урожай хлебов и плодов". "Небосвод звёздное - зима не скоро начнёт реветь ". " Капель - урожай пшеницу". "На Сретение коров выгоняют из хлебов для пригреву". "Утром снег - урожай ранних хлебов; снег полдень - средних, к вечеру - поздних". Вечером заклинают светило.
16 - Симеон и Анна. В народе носит наименование "Починки". Осматривают и чинят летнюю сбрую. Неспроста говорится: "Готовь телегу зимой, сани летом". В данный денек варят соломату: "Приехала соломата двор, расчинай починки". "Бравый домовой, ночью заезжает лошадей". В омерзение гневна привязывают шею лошадям кнут онучи: домовой тогда не смеет дотронуться до лошади, воображая, что ней сидит сам владелец. От 16 до 24 февраля ожидается семь резких утренников: три до Власия 24 февраля, да три позже Власия, один самого Власия.
17 - Никола Студёный. Редкий год Руси данный денек не было морозов. "На Студёного Николу снега навалит гору". "Никола Студёный мороз тороват". "Лишь бы с Кирилла и Афанасия испытать Власия". Время звериных свадеб. Лисы ударяются в пляс, друг перед ином женятся.
18 - Агафья Коровятница. Мученица Агафья почиталась среди крестьян как покровительница скота. "На Агафью коровья гибель по сёлам ходит". Советы бывалых огородников по поверью, дабы не пускать её во двор предохранить коров от падежа, крестьяне хлевы убирают ветхими лаптями, пропитанными дёгтем, от которых коровья гибель бежит без оглядки.
19 - Вукол Телятник. "На Святого Вукола телятся жуколы. "Придут Вуколы - перетелятся все жуколы". Заботились о удачном исходе весеннего отёла коров.
21 - Захарий Серповидец. "На Захария Серповидца гляди серпы лето". Захарию Серповидцу молятся бабы-жницы. В данный денек достают серпы и кропят крещенскою водою. "Не тогда серпы точить, когда на жниво идтить".
23 - Власий. "Пришёл Власьев день, пришли и Власьевские морозы". "Власий, сшиби рог с зимы". "Власьевские утренники подошли, держи ухо востро!" "Об ину пору мороз обожжёт Власия до слёз". Власьевские оттепели: "Власий след от полозьев как маслом мажет". "Прольёт Власий маслица дороги, зиме пора убирать ноги, путь ей ведом, за Прохором следом". Власий почитался покровителем скота. Советы бывалых огородников - празднование этого дня сберегло много ритуалов, связанных с представлением о языческом славянском боге Велесе, покровителе стад: "Власьев день - коровий праздник". " У Власия и борода в масле", - воспоминание о пожертвованиях Велесу маслом.
28 февраля - Онисим Зимобор. Зима становится безрогой. В данный день зима с весной начинают борьбу: "Кому идти вперёд, кому вспять повернуть". Онисимы-овчары. "На Онисима овчары окликают звёзды, чтоб овцы отличнее ягнились. Рачительные владельцы предварительно уговаривают овчаров сей подвиг. Вечером, когда появятся звёзды, выходят оба за околицу и кладут все четыре стороны по три поклона. Овчар становится руно и произносит следующие слова: "Засветись звезда ясная, по поднебесью веселье миру крещёному; загорись огнём негасимым на утеху православным. Ты заглянь, звезда ясная, двор к невольнику такому-то. Ты освети, звезда ясная, огнём негасимым белояровых овец у невольника такого-то. Как по поднебесью звёздам несть числа, так бы у невольника такого-то уродилось овец больше того".
Позже сего окликания, владелец проводит овчара к себе в избу и угощает. В поселениях Рязанской и Тульской губерний исстари был традиция выставлять семена три утренние зари мороз и потом откладывать их к грядущему посеву. Данный традиция именовался - "семенное". Советы бывалых огородников - рукодельные женщины, оканчивая пряжу льна конопли, отбирали 1-й моток, наилучший из каждой пряжи, и в данный день выставляли его утреннюю "зорю", с уверенностью, что каждая пряжа будет бела, чиста прочна. Данный традиция они называют - "зорнить пряжу".