Государственный музей-усадьба, (Россия, пос. Архангельское). Архангельское, самая популярная из подмосковных усадеб. Над его созданием работали несколько поколений выдающихся мастеров. До наших дней усадьба сохранила все главные элементы планировки и стройки. При всей уникальности художественных приёмов, применённых Архангельском, эта усадьба концентрирует для себя все самое хорошее, что было сотворено в российском усадебном искусстве.
Первое упоминание о Архангельском относится к 1537 году. В 17 веке его обладателями стали князья Одоевские, При которых на крутом берегу Москвы-реки был поставлен боярский двор с храмами, каменной церковью Архангела Миши. Она была построена узнаваемым зодчим Петром Потехиным при тогдашнем обладателе Архангельского вельможе Я. Н. Одоевском, частично напоминает церковь в расположенном недалеко Никольском-Урюпине. С 1681 по 1703 год вотчина принадлежала князю М. Я. Черкасскому. 1703 году Архангельское стало владением князя Д. М. Действительно Голицына, сподвижника Петра I, а позднее члена Верховного тайного совета, управлявшего страной после погибели Петра.
1730 после неудачной попытки "верховников" ограничить собственную пользу самодержавную власть императрицы Анны, Д. М. Голицын ушёл глухую оппозицию ко двору, удалился Москву, занялся исключительно прибором собственной вотчины. Необычные парки Архангельском был разбит постоянный парк, построен новейший господский дом, о котором понятно только, что нем имелось 13 комнат, зал с камином. Окончить облагораживание усадьбы Д. М. Голицыну не удалось: 1736 году по указу императрицы Анны Иоанновны он был арестован и заточен Шлиссельбургскую цитадель, где скончался. 1780-х годах его внук князь Н. А. Голицын затеял реконструкцию дедовской усадьбы.
Кроме Стрижакова Архангельском работали знаменитые скульпторы той поры О. И. Бове, С. П. Мельников, Е. Д. Тюрин. Последний при участии итальянских мастеров восстанавливал дворец после пожара, происшедшего 1820. Заезд на парадный двор оформляет триумфальная арка с коваными, вратами французской работы. Посередине двора - клумба со статуей "Менелай с телом Патрокла" - копией с древнего оригинала. Двор обхватывают массивные колоннады, которые объединяют величавый двухэтажный, украшенный бельведером дворец с боковыми флигелями. Фасад замка украшает четырёхколонный портик. Колоннады галерей, обрамляющих с боков парадный двор, придают ему же облик маленького римского форума.
При входе во дворец размещён вестибюль, расписанный технике гризайль - живопись, имитирующая барельефную лепку. Необычные парки через вестибюль можно попасть в парадный Овальный зал, предназначавшийся для балов, приёмов, концертов. На больших хорах, поддерживаемых шестнадцатью коринфскими колоннами, располагался оркестр. Всего во замке 16 комнат. Верхний этаж был жилым, семейным, нижний - парадным, созданным для приёмов гостей. Тут располагалась богатейшая коллекция произведений искусства, собранная Н. Б. Юсуповым. Она содержит в себе полотна западноевропейских живописцев конца 17 - начала 18 века.
Ведущее пространство в галерее Юсупова занимала французская живопись - Ж. Тассель, А. Манже, Г. Ф. Дуайен, А. Ш. Карафф, Ф. Буше, Н. Де Куртейль, панно и картины работы Клода Жозефа Берне и Гюбера Робера - живописцев, с которыми князь Н. Б. Юсупов сопровождая в 1782 году сына Павла Петровича и его супругу Марию Федоровну, путешествовавших по Европе под именованием графа и графини Северных.
Из итальянских художников тут можно лицезреть полотна Дж. Б. Тьеполо, Г. Гандольфи, Ф. Тревизани, П. Ротари, Ф. Тирони, из голландских - Ван Дейка, К. Берхема, Ф. Воувермана. Российской живописи в собрании Архангельского не много. Необычные парки - два боковых флигеля изначально были одноэтажными. При Голицыных правом флигеле располагался крепостной театр. При Юсупове тут была устроена картинная галерея, а позже библиотека. Левый флигель занимала кухня.
К 1830 году усадебный ансамбль Архангельском был бесповоротно завершен. Спустя год древний князь Н. Б. Юсупов погиб. Его наследники уделяли усадьбе существенно все меньше внимания, даже вывезли отсюда элемент картин и скульптур. Была продана ботаническая коллекция, распущены оркестр и театральная труппа. Только при последнем обладателе Архангельского, князе Ф. Ф. Юсупове-Сумарокове-Эльстон, к усадьбе возвратилась прошлая слава. Эту пору сюда приезжали живописцы А. Н. Бенуа, В. А. Серов, К. А. Коровин, К. Е. Маковский, пианист К. Н. Игумнов почти все остальные деятели российской культуры.
Необычные парки 1918 году по инициативе И. Э. Грабаря Архангельское было заимствовано под охрану страны, а 1919 тут открылся музей. 1934 парке Архангельского были выстроены два санаторных корпуса, исказивших вид ансамбля и закрывших облик от замка на Москву-реку.